Юридическиеуслуги 21.08.2023

Регистрация фирмы в Беларуси

Каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о своем бизнесе. Пусть даже и маленьком, но таком любимом деле, которое будет приносить несказанную радость и, в идеале, баснословный доход. Но каждый раз мы думаем: “А что делать?”, С чего начать?”, “К кому обратиться за помощью?”. Сколько раз мы открывали поисковик и вбивали: “Регистрация компании” или “Регистрация юр. лица”, но не находили нужной информации и ответов на свои вопросы. Не переживайте, сейчас во всем разберемся. Юристы компании Gravis подготовили пошаговую инструкцию, которая ответит на ключевой вопрос “Как открыть фирму в Беларуси”.

Регистрация юридического лица: с чего начать

Сначала нужно понять, можете ли вы вообще стать собственником.

Кто не может быть учредителем:

  • человек, с неснятой или непогашенной судимостью за экономические преступления;
  • человек, который уже является собственником или директором компании в процессе ликвидации или банкротства;
  • человек, который являлся собственником или директором компании-банкрота, но с момента исключения из ЕГР прошло меньше года;
  • человек, который являлся собственником или директором компании, которая не погасила долги и другие.

Как только вы поняли, что не имеете отношения ни к одному из перечисленных пунктов, самое время приступать к самому интересному.

Регистрация бизнеса: пошаговая инструкция

Шаг первый. Вы должны определиться с формой собственности. Она определяет лишь порядок взаимоотношений учредителей внутри юридического лица и никак не влияет на ведение деятельности компании и уплату налогов.

Виды правовой формы собственности:

  • частное предприятие (ЧП);
  • открытое/закрытое акционерное общество (ОАО/ЗАО);
  • общество с ограниченной/дополнительной ответственностью (ООО/ОДО) и др.

Так, ООО/ОДО может иметь от одного до пятидесяти учредителей, в ОАО/ЗАО может быть неограниченное количество акционеров, а в частном предприятии собственник только один.

Шаг второй. Самый важный, ведь как лодку назовешь, так она и поплывет. Правильно, вам сейчас нужно придумать и согласовать название своей компании.

Над названием вам точно придется потрудиться самостоятельно, а вот согласовывать его нужно с государственными органами. Это можно сделать одним из способов:

  • путем личного обращения в регистрирующий орган;
  • отправить пакет документов почтой (на бумажном носителе);
  • дистанционно, через портал egr.gov.by, вкладка «Согласование наименования юридического лица».

Но помните, что названия, которые уже зарегистрированы/зарезервированы или похожи на имеющиеся, не могут быть использованы. Эту информацию можно также проверить на портале egr.gov.by.

После того, как вам одобрили название, вы получите справку. К сожалению, дальше у нас с вами ничего не получится, если такой справки у вас не окажется.

Шаг третий. Определяемся с местонахождением. Так как вы теперь носите гордое название “юридическое лицо”, вам в обязательном порядке нужно иметь юридический адрес. К тому же, вы не можете использовать жилое помещение в качестве юр. адреса. Это могут себе позволить только собственники ЧП, но при этом, коммунальные платежи существенно вырастут. Это того не стоит, поэтому нужно арендовать нежилое помещение либо использовать свое, если оно у вас уже есть.

Шаг четвертый. Выбор вида деятельности. Скорее всего вы уже знаете, чем именно будет заниматься ваша фирма. Если это будет только одно направление деятельности, то следует найти в Общегосударственном Классификаторе Республики Беларусь - Виды Экономической Деятельности (ОКРБ 005-2011, или ОКЭД) такой подкласс, который наиболее точно описывает вашу сферу деятельности.

Если же вы планируете заниматься сразу несколькими различными видами деятельности, то стоит выделить один вид как основной, а другие либо как второстепенные, либо как вспомогательные.

Шаг пятый. Определяем состав учредителей, размер уставного фонда и готовим устав. Из прошлых пунктов мы помним, кто может быть собственником и сколько их должно быть в разных формах собственности. Если вы единственный учредитель, договориться с собой проблем не составит, а вот если вас несколько, то необходимо прийти к договоренности о размере уставного фонда, распределении долей в компании (как правило определяется в процентах), найти и изучить формы устава и составить свой.

Устав – это базовый документ компании, в котором указаны название организации, размер уставного фонда, количество и состав собственников, а также размер доли каждого. Важно составить его грамотно, детально урегулировать полномочия всех заинтересованных лиц и порядок принятия решений. Советуем уделить подготовке устава достаточное время, так как это спасет вас от корпоративных споров в будущем.

Шаг шестой. Заполняем заявление и Лист А (Лист Б), оплачиваем гос. пошлину и подаем документы. Заявление имеет установленную форму, скачать вы его можете на сайте Министерства юстиции. Там этот документ всегда находится в актуальном состоянии, со всеми изменениями на текущим момент. Убедитесь, что все данные заполнены корректно, так как при возникновении каких-либо проблем, вам будет отказано.

Далее оплачиваем гос. пошлину в размере одной базовой величины, это можно сделать через ЕРИП, реквизиты можно найти на сайте каждого регистрирующего органа. Подаем документы в регистрирующий орган. Вы должны предоставить:

  • заявление установленного образца и Лист А (Лист Б), не подписывайте их заранее, так как это необходимо сделать только в присутствии регистратора;
  • квитанцию об оплате пошлины, если оплачивали через ЕРИП, то квитанция не нужна;
  • устав компании в электронном виде и две его физические копии;
  • паспорт;
  • картонная папка-скоросшиватель.

Шаг седьмой. Получение документов. Вы на финишной прямой. Если все было заполнено верно, заявление приняли и регистрирующий орган все одобрил, то вы должны получить:

  • ваш экземпляр устава с печатью о госрегистрации, его выдают в день подачи документов;
  • свидетельство о регистрации, чаще всего его также выдают в день подачи документов, либо на следующий рабочий день;
  • извещение о постановке на учет, выдается в течение пяти банковских рабочих дней.

Шаг восьмой. Заказ печати. На этом этапе выдохнем от общения с госорганами. Печать можно заказать в любой фирме, которая предоставляет такие услуги. Для этого не обязательно иметь свидетельство, нужна только копия устава с печатью о госрегистрации.

Шаг девятый. Кадры. Конечно этот вопрос можно решить и позже, но юридическое лицо не сможет приступить к работе без руководителя. Вы не сможете открыть счета в банке, получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) для сдачи отчетности, подписывать договоры, принимать на работу сотрудников и многое другое. Поэтому рекомендуем в день регистрации юридического лица в Минске или любом другом городе, указать в заявлении информацию о директоре, чтобы не тратить время на подачу уведомления о назначении в будущем. Не стоит забывать и о назначении главного бухгалтера. В налоговую вы должны подать следующие документы:

  • копию свидетельства о регистрации и устав;
  • приказы о назначении директора и главного бухгалтера;
  • трудовые договоры/контракты;
  • копию договора аренды помещения.

Шаг десятый. Открытие расчетного счета. Открыть счет вы можете в любом банке, который вам приглянулся. Для этого нужно написать заявление, предоставить копию устава со штампом о госрегистрации, образцы подписей должностных лиц и паспорт руководителя.

Запрета на ведение деятельности без открытия расчетного счета нет, но на практике это принципиально усложняет и ограничивает ведение деятельности, кроме того, некоторые операции могут проводиться только по безналичному расчету.

Шаг одиннадцатый. Получение книги замечаний и предложений. После подачи документов в налоговую инспекцию и отделение фонда социальной защиты населения нужно получить книгу замечаний и предложений, а также книгу учета проверок. Их можно получить в любом отделении РУП Издательство «Белбланкавыд». Информацию об отделениях, реквизиты и способ оплаты вы можете найти на их сайте.

Далее руководителю необходимо издать приказ о назначении ответственного за ведение и хранение книг. Их обязательно следует заполнить, в том числе, указать кто ответственный. В случае незаполнения возможно получение штрафа при проверке.

Шаг двенадцатый. Выбор системы налогообложения. Все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет, а также а также уплачивать налоги.

Это может быть общая или упрощенная система налогообложения. При общей системе вам нужно уплачивать налог на прибыль (20%), а также 20% НДС. При упрощенной системе налог составляет 6% от выручки, но в некоторых случаях может быть увеличен до 16%.

Если у вас уже есть главный бухгалтер, то ему не составит труда разобраться, какую же систему налогообложения вам стоит применять.

Это был последний шаг на пути к вашей мечте. Поздравляем, теперь вы являетесь собственником бизнеса!

Как видите, регистрация ООО в Минске, да и любом другом городе, полна бюрократизма, общения с госорганами. Конечно вы можете сделать это самостоятельно, но лучше доверить это профессионалам.

Чтобы открыть фирму в Минске с полным сопровождением, вы можете обратиться к нам. Мы проведем бесплатную консультацию, расскажем все нюансы, заключим договор и все обязательства возьмем на себя. Вам нужно будет только предоставить все нужные документы и немножко подождать. Если же вас интересует регистрация ООО, ОДО, ОАО, ЗАО или ЧП в других городах Беларуси, мы предоставим вам полную инструкцию, куда идти, поможем с оформлением и всегда будем на связи. У нас есть все, чтобы чтоб ваш бизнес родился!