Юридическиеуслуги 18.05.2022

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРЛИЦА ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ

В процессе осуществления предпринимательской деятельности у организации может возникнуть необходимость приостановить деятельность по собственной инициативе, то есть временно не осуществлять любую деятельность, которой занимается организация, хозяйственные операции, не исполнять принятые обязательства, требовать исполнения обязательств от контрагентов, производить операции по счетам и пр. Однако после возобновления деятельности юридическому лицу не требуется создавать компанию, становится на учет в государственных органах и организациях, нести в связи с этим расходы, поскольку за юридическим лицом сохраняется наименование, УНП и др. Деятельность организации может быть приостановлена как у всей компании в целом, так и в ее отдельных структурных подразделениях, филиалах.

Приостановление деятельности не освобождает юридическое лицо от исполнения обязательств по договорам, сохраняется обязанность по подготовке и своевременному представлению документов и отчетности в государственные органы и организации, начислению и уплате соответствующих налогов и сборов, заработной платы, соблюдению обязательных корпоративных процедур, в частности проведению годового общего собрания участников общества.

С целью минимизации неблагоприятных последствий юридическому лицу до принятия решения о приостановлении деятельности следует совершить ряд подготовительных действий:
1. Исполнить обязательства (погасить имеющиеся задолженности перед бюджетом и контрагентами), срок которых уже наступил или наступит в период неосуществления деятельности (ст. 296 ГК), рассмотреть вопрос расторжения или внесения изменений (дополнений) в заключенные договоры, взыскать имеющиеся задолженности, срок исковой давности которых истечет в период приостановления деятельности, либо прервать течение сроков давности по таким обязательствам (ст. 204 ГК);
2. Если юридическое лицо находится в арендуемом помещении, следует минимизировать расходы, связанные с его местонахождением (расторгнуть договор аренды, уведомив об изменении местонахождения ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах, регистрирующий орган, банк, контрагентов, или внести изменения в договор аренды, или досрочно уплатить арендную плату).
3. Решить «судьбу» основных средств (купля-продажа, консервация на срок до одного года с учетом требований установленных п. 2 постановления Совмина о консервации имущества от 28.07.2021 № 431).

Порядок приостановления деятельности юридического лица по собственной инициативе
1. Принятие уполномоченным органом (лицом) решения о приостановлении деятельности.
Законодательством прямо не предусмотрено, какой орган юридического лица вправе принять такое решение. Лучше всего такие полномочия предусмотреть в уставе. Полагаем, что приостановление деятельности не является вопросом общего (текущего) руководства деятельностью компании, который относится к компетенции руководителя, указанный вопрос имеет отношение к осуществлению контроля, может отразиться на размере прибыли и убытков организации, в этой связи принятие указанного решения имеет не меньшую значимость, чем вопросы создания, ликвидации, реорганизации юридического лица, которые отнесены законодательством к компетенции высшего органа управления, собственника имущества. При этом инициировать рассмотрение вопроса о приостановлении деятельности юридического лица и руководитель;

В решении следует:
• определить период приостановления деятельности, учитывая возможные неблагоприятные последствия (к примеру, ликвидация по решению регистрирующего органа в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев);
• определить «судьбу» основных средств; 
• определить порядок действий, связанных с реализаций указанного решения и ответственных лиц 
• назначить ответственное лицо за подготовку и представление отчетности в государственные органы и организации на период приостановления деятельности и т.д.

2. Издание приказа о приостановлении деятельности;

3. Оформление изменений в трудовых обязанностях с работниками, условий или прекращение трудового договора с работниками, включая директора, учитывая требования и ограничения, установленные в законодательстве (выплата различного рода компенсаций, пособий и т.п.). В рассматриваемой ситуации наниматель вправе продолжить трудовые отношения с работниками (предоставить отпуск без сохранения или с частичным сохранением зарплаты, оформить временный перевод и др.) или принять решение о прекращении (расторжении) трудовых договоров (контрактов), в противном случае у организации сохраняется обязанность по начислению и уплате зарплаты и налогов с нее, что не представляется возможным в период приостановления деятельности организации ввиду отсутствия дохода;

4. Направление уведомлений всем контрагентам, ИМНС Республики Беларусь, ФСЗН Министерства труда и социальной защиты населения РБ, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах», Главному статистическому управлению по месту постановки на учет юридического лица.
Уведомление оформляется соответствующим письмом в произвольной форме с указанием причин и периода приостановления деятельности.
Для некоторых юридических лиц также в законодательстве установлена обязанность уведомить некоторые органы и потребителей о приостановлении деятельности (исполком, туристов, экскурсантов и др.).
Невыполнение указанной обязанности может повлечь привлечение юридического лица к административной ответственности, на основании ст. 13.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также обязанность возместить ущерб, который причинен жизни, здоровью и имуществу пострадавшего лица (ч. 1 ст. 964 ГК);

5. Проведение анализа финансового состояния организации, установить кредиторскую и дебиторскую задолженности, взыскать задолженность, внести изменения или расторгнуть действующие договоры, совершить все действия, необходимые для приостановления операций по имеющимся расчетным счетам юридического лица в банках, а также совершить иные необходимые действия и формальности, связанные с приостановлением деятельности;

Действия юридического лица во время приостановления действия
1. Подготовка и своевременное представление некоторых документов и отчетности в государственные органы и организации (статистической отчетности, сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, налоговых деклараций;
2. Проведение годового общего собрания участников (ч. 2 ст. 36 Закона о хозяйственных обществах); 

В случае, если уполномоченный орган (например, директор по причине его увольнения или отпуска без сохранения зарплаты) не созвал такое собрание, право на его созыв и проведение принадлежит его органам и участникам, имеющим право требования проведения внеочередного общего собрания, в том числе участникам, обладающим в совокупности не менее чем 10% голосов от общего количества голосов участников хозобщества, если иное не предусмотрено уставом.

Компания GRAVIS готова помочь Вам с соблюдением всех необходимых формальностей, оформлением документов, связанных с приостановлением деятельности Вашей компании по собственной инициативе.